Это статья моего знакомого, учителя истории, живущего в Украине. Для тех, кто хочет понять, что тут происходит. Я понимаю, что"много букв", но, если вы ежедневно тратите кучу времени на просмотр первого канала, то в дальнейшем это время можно сэкономить.
О «РУССКОМ ВОПРОСЕ», «БАНДЕРОВЦАХ», «УГРОЗЕ ФАШИЗМА» И АННЕКСИИ
(второе письмо о событиях в Украине – моим российским друзьям)
Игорь Щупак
Не буду комментировать восприятие событий в Украине многими россиянами, а также пророссийски ориентированными гражданами Украины. Волны информационной войны со стороны России затопили сознание многих людей, в том числе честных и интеллигентных. Чего стОит оголтелая тиражируемая ложь о «бандах бандеровцев», поджигающих дома во Львове и нападающих на мирных русских людей во всех уголках страны. Дезинформационная муть, навязывание ложных стереотипов размыли у многих понимание фашизма, демократии, национализма и других важных понятий, которые лежат в основе понимания происходящего. Информационная война разрушила у многих россиян и союзников нынешней российской власти память об уроках истории и о том, что ни одна империя не существует вечно, но ее обломки погребают под собой миллионы людей. Информационная война, искажение фактов превращает людей в марионеток, не понимающих, что происходит вокруг, не ведающих, что творят. Те, кто ведает – получают вознаграждение, о них и для них говорить не вижу смысла.
Что произошло в Украине? Я писал, что думаю об этом, в своей предыдущей статье. Народ сбросил невероятно коррумпированный, криминальный режима Януковича, который коррупцией, рэкетом и воровством уничтожал экономику Украины, скрещивал судебно-правоохранительную систему с уголовщиной и дошел до того, что нанимал гопников-титушек для поддержки своего режима (последователи этого режима продолжают это и сейчас). Подавляющее большинство населения волновал и волнует не «национальный вопрос», а вопросы личной безопасности, возможности нормально работать и учиться, видеть будущее для себя и своих детей в стране, где уважают каждого ее гражданина. Спросите у граждан Украины – что они думают о Януковиче и его режиме – и я уверен, что эти оценки поддержит подавляющее большинство и на Западе, и на Востоке страны.
Кто в Украине пришел к власти? В широком понимании – Майдан, как выразитель интересов людей, выступивших против криминального режима и за демократическое будущее Украины. Именно – демократическое, то есть за народовластие.
Не хочу останавливаться на характеристике нового правительства Украины. Оно абсолютно не идеально, но оно НЕ бандитское, как предыдущее; оно способно проводить реальные экономические и другие реформы, а не цинично разглагольствовать о них; оно пытается слушать людей (и не только на Майдане), а не лгать по-януковичски «Почую кожного».
Янукович, который бежал из Киева, не подписав те документы, которые были приняты в соответствии с договоренностями с оппозицией, бросил страну и, в соответствии с законами Украины, перестал быть ее президентом. Цинизм и ложь его заявлений на пресс-конференции в Ростове-на-Дону просто не хочется комментировать.
В этих условиях в Киеве использовали все легитимные политические и правовые механизмы, которые были возможны, для налаживания нормальной жизни в стране.
Да, в регионах Украины ситуация намного сложнее и хуже, чем в столице.
Во-первых, «революционный запал» некоторых радикалов толкает их на хамство и насилия по отношению к чиновникам «бывшей власти», к политическим оппонентам тогда, когда пора уже не воевать, а строить мирную жизнь. Яркая иллюстрация – провокационно хамское, бандитское поведение Александра Музычко (Сашка Білого), который, по моему убеждению, должен быть жёстко наказан новой украинской властью.
Во-вторых, разнообразные Швондеры и Шариковы (персонажи «Собачьего сердца» М. Булгакова) почуяли возможность дорваться к «кормушке власти»; они ничем не отличаются от тех воров и прохиндеев, которых они пытаются заменить. Сами или по указке более крупных игроков, они используют народно-революционные лозунги для передела государственного пирога.
В-третьих, быстро сориентировавшиеся представители бывшей «партии власти» легко признали вину Януковича и свои ошибки, и пытаются под новыми лозунгами вернуться во власть. Никто не сомневается, что при необходимости они вновь легко признАют ошибки и переметнутся, куда надо.
В-четвертых, далеко не всегда к власти привлекают профессионалов.
Эти и другие проблемы ЕСТЕСТВЕННО возникают в ходе революционных изменений, и они, безусловно, могут быть решены в условиях демократического развития. Главное – у украинцев появился шанс жить в нормальной стране, шанс, который сейчас пытаются отнять, но об этом позже.
«Русский вопрос» и русский язык. Не хочу тратить время на рассказ о разных моделях межнационального сосуществования и дву- или многоязычия в разных странах – информации предостаточно. Все равно в каждой стране исторические предпосылки, национальные традиции, общественные особенности различны.
Поговорим о «русском вопросе» в Украине.
В Украине не было и нет того, чтобы русский страдал именно из-за того, что он русский. Не знаю, когда кого-то заставляли бы говорить по-украински. СИСТЕМЫ антирусских действий не было и нет.
Примеры нетолерантности и хамства в Украине были, к сожалению, и будут, как и в любой другой стране. Причем в Украине чаще, по моим наблюдениям, случаются примеры антиукраинских выходок и хамского неприятия украинского языка, чем не менее хамские русофобские выпады.
Я родился и жил в русскоязычном Запорожье, сейчас живу в не менее русскоязычном Днепропетровске. За всю мою жизнь никто ни разу не требовал, чтобы я говорил по-украински. Но я убежден, что, если ты уважаешь страну, в которой живешь, уважаешь ее народ – ты должен уметь говорить на его языке.
Когда-то давно, будучи еще учащимся советской школы, я пришел домой и попросил родителей освободить меня от изучения украинского языка. Мол, родители почти всех моих одноклассников-украинцев освободили их от «неперспективного украинского», и я тоже хочу получить больше свободного времени. Но моя мама, за что я ей очень благодарен, категорически возразила: твои друзья могут поступать, как угодно; но ты, еврей, обязан знать язык страны, в которой ты живешь. Наверное, я все равно говорил бы по-украински, но благодаря родительской мудрости я знаю его так же, как и русский. В русскоязычном лицее в Запорожье, где я работал учителем истории, мои ученики вынуждены были принять мое предложение изучать историю Украины на украинском языке (преподавание всемирной истории осталось на русском). Сейчас я с удовольствием и по собственному желанию читаю лекции и пишу статьи на украинском. Эту статью пишу на русском для того, чтобы мои слова лучше воспринимались русскоязычными друзьями (поймал себя на мысли, что многие фразы и выражения мне легче и привычней формулировать по-украински).
Конечно, не у всех русскоязычных жителей Украины были возможности, условия для свободного владения украинским языком. Особенно это касается представителей старшего поколения, жителей полностью русифицированных территорий, и это надо понимать. Но для учащейся и студенческой молодежи, с которой я постоянно работаю, с выбором украинского или русского языка для учебы, общения нет ни малейших проблем. Проблемы создают и обостряют те политики и внешние силы, которые разыгрывают «русскую карту» для прихода к власти, которые стремятся расколоть Украину.
Утверждаю: никто и никогда не преследовал русских, никто не заставляет говорить по-украински, как это утверждают люди, или полностью обманутые лживой пропагандой, или работающие на нее.
Закон 2012 года Кивалова-Колесниченко о защите языков национальных меньшинств («О принципах государственной языковой политики») объективно «работал» не на защиту русского языка, которому ничего не угрожает, а против развития сферы применения украинского языка; он был несовершенным и не-полезным. Но отмена новой Верховной Радой этого закона является еще бОльшей ошибкой, что стало новым поводом для раскручивания антиукраинской пропагандистской истерии. Новой власти следовало отложить вопрос о доработке, корректировке, совершенствовании этого закона на более спокойные времена. И.о. президента Украины А. Турчинов наложил вето на решение нового украинского парламента, но – поздно: пропаганда получила еще один козырь для объявления украинской власти «антирусской».
Еще раз подчеркиваю: ничего не грозит русским и русскому языку в Украине. Грозит только нынешний режим в России – и русским, и украинцам.
О «бандеровцах» и других националистах. В предыдущей статье я уже упоминал несколько моментов об украинском национализме, о С. Бандере и бандеровцах. Интересует история – почитайте работы украинских историков, исповедующие разные взгляды, но ведущих научную, а не политическую дискуссию на основе каких-то стереотипов. В этом плане хотел бы ркомендовать уникальный по своей концепции сборник статей и эссе «Страсти по Бандере» (Страсті за Бандерою: статті та есеї. – Київ: Грані-Т, 2011). В этой книжке собраны статьи историков, для которых С. Бандера – знамя и символ борьбы за свободу; исследователей, которые считают Бандеру преступником и «фашистом»; ученых, которые не идеализируют и не демонизируют Бандеру и его последователей. Есть немало книг об украинском национализме, в том числе – научных, но доступных по форме изложения. Я бы выделил блестящую работу проф. Ярослава Грицака «Страсти по национализму. Старая история на новый лад» (Ярослав Грицак. Страсті за націоналізмом. Стара історія на новий лад. — Київ : Критика, 2011). Очень интересно написана популярная книга Я. Грицака с остроумным названием «Жизнь, смерть и другие неприятности» (Ярослав Грицак. Життя, смерть та інші неприємності: статті та есеї. – Київ : Грані-Т, 2011). Эта книга – об истории и украинском видении истории, от Голодомора и Холокоста – до независимой Украины; о вопросах геополитики и политологии. Эти издания можно найти и в интернете. Почему я «рекламирую» книги именно этого историка? Ярослав Грицак – энциклопедически образованный человек, ученый мирового уровня. Свободное владение многими иностранными языками, глубокое знание отечественной и зарубежной историографии, аналитический ум позволяют ему подняться над идеологическими парадигмами, старыми и новыми стереотипами; при этом на Востоке Украины некоторые люди клеймят его как «бандеровца», а на Западной Украине – как «пророссийского антиукраинца». Уверен, что абсолютное большинство этих неадекватных оценок дают те, кто ничего не читал из работ Я. Грицака, если вообще читал что-то серьезное. Конечно, можно прочитать и работы многих других авторов. Но, если Вы говорите об истории Испании – при прочих равных, лучше прочитать работы испанских историков. Если Вы говорите об истории Украины, о «бандеровцах» - не ограничивайтесь только «российскими специалистами», особенно – рекомендуемых властью.
Если говорить коротко, «бандеровцы» являют собой одно из течений украинского национализма, которое, по старой советской традиции, представляют как «бандитское», «фашистское» и т.д. Среди тех, кто стоял на Майдане, сторонников этой идеологии абсолютное меньшинство. Даже в действительно националистической партии «Свобода» большую долю составляют люди, которые не разделяют радикально-националистических взглядов, а представляют собой «протестный элемент». Протестующие видели в этой партии (справедливо или нет) наиболее радикального оппонента режиму В. Януковича. И, кстати, далеко не все сторонники «Свободы» - этнические украинцы.
Еще раз скажу, что мои взгляды принципиально не совпадают со взглядами «свободовцев» и близких им сил. Они – националисты, в их идеологии «нация – превыше всего». Я – приверженец либеральных взглядов; для меня превыше всего – человек, его жизнь, права и свободы. На демократических, либеральных принципах построена жизнь благополучных Европы и Америки.
НО в нынешней ситуации в Украине важны не расхождения во взглядах, даже принципиальные, а то общее, что нас объединяет – патриотизм, желание видеть Украину свободной и независимой, в том числе от внешней угрозы со стороны России.
Украинские националисты ничем не угрожают жителям современной Украины – ни русским, ни евреям, ни татарам. «Правый сектор» и их единомышленники заявляют, что они против русофобии, против ненависти к русскому народу: «Украинский революционный национализм не является идеологией ненависти к русскому народу, – говорится в Обращении «Правого сектора» в социальных сетях к русским и русскоязычным гражданам Украины. – Наше отношение к русским, так же, как и к другим представителям национальных меньшинств, полностью вписывается в методологию, предложенную Степаном Бандерой: братское к тем, кто вместе с нами борется за государственность украинской нации; толерантное к тем, кто признаёт наше право быть хозяевами собственной судьбы на своей земле; враждебное к тем, кто отрицает это право. Вместе с тем, мы отстаиваем право всех национальных меньшинств (в т.ч. русских) на воспитание собственной идентичности и культуры. Мы не связываем это право с деятельностью иностранных шовинистических имперских центров, деятельность которых должна быть прекращена».
Уважаемые российские друзья, русские патриоты, скажите, Вы не поддерживаете тех «нерусских», которые являются патриотами России, желают добра стране и населяющим ее народам? Вы не будете против тех, кто отрицает право русских на Россию, на определение ее судьбы ее же гражданами, патриотами?
Так чего же «русофобского» и «фашистского» есть в программе украинских националистов? Да, кстати, теперь – о фашизме.
«Угроза фашизма» и аннексии. Давайте вначале договоримся о понятиях. Большинство проблем в нашем мире существует оттого, что мы по-разному понимаем одни и те же слова. – Так говорил великий русский поэт А.С. Пушкин. Конечно, он не так известен, как «великий украинский поэт А.П. Чехов» (как Вы помните, так его охарактеризовал проХфессор В. Янукович), но все же…
Итак, попробуем сформулировать, особо не погружаясь в дебри научных дискуссий историков и обществоведов. Фашизм (итал. fascism, от fascio – пучок, связка, объединение) – идеология, политические движения и социальная практика, которые господствовали в ряде тоталитарных государств. Фашизм характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом, шовинизмом, основывается на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве фашистской партии, на культе «вождя». – Это определение я написал для старшеклассников в учебнике истории, изданном тиражом более 200 000 экземпляров (Щупак І.Я., Морозова Л.В. Всесвітня історія : підручник для 10 кл. загальноосвітніх навчальних закладів. – Запоріжжя : Прем’єр, 2010). Главное в фашизме – его тоталитарная сущность. В тоталитарном государстве система идеологических догм и мифов приобретает характер своеобразной «библии», которая «дает ответы» на все вопросы экономики и политики; главный и непререкаемый авторитет – политический лидер («вождь», «фюрер», «наш президент» и т.д.); устранение любых оппонентов власти; поиск внутренних и внешних врагов; отсутствие объективной информации, изоляция от внешнего мира; великодержавный шовинизм; агрессивная внешняя политика по отношению к странам-соседям и т.д., можно перечислять еще. Помните классический советский фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм»? Там, среди прочего, совершенно справедливо говорилось о господстве выходцев из армии, «органов безопасности» на всех уровнях власти.
Уважаемые российские друзья, скажите, какие черты фашизма Вы видите в современной Украине? А в современной России – ничего не видите? Просто, пройдясь по пунктам характеристики фашизма?
Только давайте без обид. Фашизм – это не нацизм (эти понятия постоянно, намеренно путали и путают прошлые и нынешние «советские патриоты»). Кроме того, историки знают, что ни одно явление в обществе не существует в «чистом виде». Тем не менее – «тенденция, однако…».
Я не «ругаю Россию и русских». Точно так же, как моя ненависть и презрение к бандитскому режиму Януковича сочеталась с любовью к Украине, ее прекрасному народу.
В истории России ее подлинные патриоты – будь то Чацкий или Пушкин – действительно любили Россию, критикуя ее правителей.
Уважаемые российские друзья, я обойдусь без определения и описания аннексии – Вам достаточно помнить об аннексии нацис ...